На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кирилл Бенедиктов

110 подписчиков

Узнай цену лжи

«Узнай цену лжи» - слоган мини-сериала «Чернобыль» от HBO, из-за которого сейчас ломают копья телезрители, кинокритики и даже министры. Сериала, порвавшего рейтинги, далеко обогнавшего «Игру престолов» и занявшего первое место в списке 250 лучших телесериалов всех времён по версии IMDB.

Очень удачный слоган.

Создатели сериала – американский сценарист Крейг Мазин и шведский режиссёр Юхан Ренк – вкладывали в него вполне определённый смысл. По мысли Мазина и Ренка, главной причиной чернобыльской катастрофы была ложь, пронизывавшая всё дряхлеющее советское государство снизу доверху. Ложь не давала партийному руководству признать правду и тем самым уберечь людей от мучительной смерти. Ложь не давала обратиться за помощью к Западу – и даже когда советское правительство, переступив через себя, заказало в ФРГ (то, что не у американцев, подчеркивается специально) робота для очистки крыши реактора от «горячих» обломков графита, реальную информацию об уровне радиации от немцев скрыли - и робот тут же вышел из строя. Ложь, следует из пятисерийной истории HBO, страшнее радиации.

Именно так сериал «Чернобыль», встреченный «на ура» западными зрителями и критикой, и воспринимается аудиторией, для которой он был снят. Западный зритель, слышавший, конечно, слово «Чернобыль» и в общих чертах представляющий, что это был большой ядерный «падабум» где-то далеко на Востоке, получил, наконец, эффектную картинку, с которой и будет отныне соотносить все свои знания о катастрофе советского ядерного реактора весной 1986 г. Главные выводы, которые зритель должен сделать (и непременно сделает) из этого сериала, заключаются в следующем:

  1. Во всем виновата бесчеловечная тоталитарная система, существовавшая в СССР на момент катастрофы.
  2. Советские люди были рабами тоталитарной системы, и героизм, проявленный ими в деле ликвидации последствий катастрофы, был вынужденным, под дулом автоматов и под колпаком у всевидящего КГБ.
  3. И, наконец, самое главное – советским атомным реакторам доверять нельзя! Главный герой сериала, академик Легасов, так и говорит в заключительной серии: «Мы единственная нация, которая строит небезопасные реакторы, потому что они дешевле».

Игорь Димитриев и Егор Холмогоров совершенно правы, утверждая, что сериал «Чернобыль» снимался именно ради последнего вывода. И, безусловно, прав журналист КП Дмитрий Стешин, который уже после первых серий «Чернобыля» написал, что главная причина появления этого сериала – стремление Запада остановить экспансию «Росатома» на внешние рынки.

В сфере атомной энергетики действительно идёт жесточайшая конкурентная борьба между крупнейшими национальными корпорациями. И «Росатом» - на данный момент – является безусловным чемпионом в этой борьбе.  41% мирового рынка строительства атомных реакторов в мире – у «Росатома» (некоторые эксперты даже пишут о 67%).  На втором месте, с большим отрывом (23%) – американская корпорация «Вестингауз».

После фантастического успеха сериала «Чернобыль» это соотношение может измениться.

Вот уже в турецких СМИ начинается паника: «первую турецкую атомную электростанцию «Аккую» строит российская компания «Росатом». Может, Чернобыль устроил и не Росатом, но компания была создана в 2007 году как последовательница той традиции, которая это сделала.

И это только первая ласточка. «Чернобыль» от HBO - мощная информационная бомба, сделанная настолько умело, что её осколки будут разлетаться во все стороны ещё долго. И мы наверняка увидим массовые демонстрации против строительства российских АЭС в разных странах мира – с лозунгами «Не хотим второго Чернобыля» и плакатами с кадрами из этого сериала.

В общем, в успехе «Чернобыля» на Западе нет ничего особенно удивительного: воздействие каждого кадра на массовую западную аудиторию было не раз просчитано маркетологами – и не только от киноиндустрии, но и от той же корпорации «Вестингауз».

Но почему «Чернобыль» вызвал такой восторг у многих наших зрителей – понять гораздо сложнее.

Я не стану перечислять здесь все те моменты (как ключевые, так и второстепенные), в которых Мазин и Ренк, мягко говоря, отступили от исторической правды. Отличный разбор  сделала, например, Евгения Сафонова на сайте Igromania.ru – настоятельно рекомендую прочесть его всем, кто считает, что «в главном-то создатели сериала правы».

В сериале «Чернобыль», безусловно, есть правда – в том числе, горькая и неприятная для нас. Но примерно на треть он состоит из той самой лжи, цену которой предлагает узнать его слоган.

И ложь эту опознать очень просто. Достаточно просто не верить всему, что говорят и показывают в телевизоре – а уметь проверять информацию, которую тебе пытаются продать как истину в последней инстанции.

Западному зрителю это сделать сложнее – на Западе русский язык знают единицы. Но наши телезрители, надеюсь, все грамотные?

«Плёнки Легасова», с которых начинается сериал (обшарпанная квартира академика, где он наговаривает их на магнитофон, а затем кончает жизнь самоубийством, напоминает обиталище слесаря-алкоголика – и в принципе это всё, что надо знать о «невероятно бережном отношении создателей сериала к деталям советского быта») – доступны каждому, кто не поленится забить в поисковик «текст пяти магнитофонных кассет Легасова». Читать их, конечно, сложнее, чем смотреть телекартинку, но сделать это нужно. В отличие от фантазий Мазина, плёнки Легасова – это документ. Из него можно узнать, например, что приказ об эвакуации Припяти отдал Борис Щербина вечером 26 апреля после дискуссии медиков (считавших, что эвакуация не обязательна) и физиков (опасавшихся ухудшения ситуации). И решение эвакуировать жителей города было принято не потому, что об аварии узнали за рубежом, а потому, что физики – и главным образом Виктор Сидоренко из Госатомэнергонадзора – настояли на вывозе людей из опасной зоны.

При этом Легасов совершенно не стремится приукрасить ситуацию и честно пишет о том, что Советском Союзе не проводился комплексный анализ безопасности атомных электростанций, и о сценариях, приводящих к авариям, нашим учёным приходилось узнавать из зарубежных источников.

Иными словами, каждый из нас, живущих в России (в Белоруссии, на Украине и в других постсоветских государствах) имеет возможность самостоятельно разобраться в истории тридцатитрехлетней давности и сделать собственные выводы – что и как происходило в 1986 г. в Чернобыле и вокруг него.

Но, как гласит известный интернет-мем, «делать этого я, конечно, не буду». Зачем? Ведь есть же увлекательная телеистория с красивой (пусть иногда и страшной) картинкой.

Кроме того, у меня есть теория, объясняющая, почему сериал вызвал столько восторгов у нашей аудитории – во всяком случае, у значительной ее части.

В американской киноиндустрии русских принято показывать злодеями в ушанках и с балалайками, постоянно пьющими водку. Мазин взорвал эту традицию.

«Решение не использовать русский акцент было ключевым из тех, что мы сделали на самой ранней стадии (работы над сериалом). Мы с самого начала думали, что не хотим делать клишированный акцент «Бориса и Наташи», потому что русский акцент может очень легко превратить всё в комедию», - вспоминает сценарист «Чернобыля».

Вот в этом и разгадка. Русских впервые (ну, почти впервые – были ещё разведчики-нелегалы из шпионского сериала «Американцы», но там Миша и Надя были помещены в атмосферу Америки ранних 1980х, и успешно прикидывались обычными американскими обывателями) в голливудском массовом продукте показали «такими же людьми». Этого оказалось достаточно, чтобы наш зритель сразу же простил Голливуду сотни «Борисов и Наташ», дрессированных медведей с красными звёздами, боксёра Ивана Драго и космонавта Льва Андропова, глушащего водку на космической станции «Мир».

Это, пожалуй, самое отвратительное во всей истории с «Чернобылем». Даже министр культуры Мединский рассыпался в похвалах:

«Фильм сделан мастерски. Но ожидаемой «красной клюквы» там нет. В целом фильм сделан с большим уважением к простым людям».

Счастье-то какое! Белые Господа снизошли к «простым людям» Советского Союза и не стали изображать их привычными западному зрителю идиотами, пьющими водку и отплясывающими «казачка».

А был ли у Мазина и Ренка другой выход? Как еще они могли изобразить нас, учитывая, что последствия аварии на ЧАЭС были ликвидирована не американскими супергероями и не гениальными учёными из Великобритании или Франции, а советскими людьми? А ведь это была сложнейшая инженерно-техническая и управленческая задача. Дикари с медведями с такой точно не справились бы – и тут даже привыкший к любой клюкве западный зритель почувствовал бы фальшь.

Жаль, что те, кто восторгается сериалом, этого не понимают.

Картина дня

наверх