На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кирилл Бенедиктов

110 подписчиков

Вместо Грузии

Искренне надеюсь, среди моих читателей не найдется таких, кто стремится отдохнуть в «гостеприимной Грузии» несмотря на все события последних дней.

Эта маленькая, но гордая страна, кажется, сделала все для того, чтобы отбить у наших соотечественников желание прогуляться по живописным улочкам старого Тбилиси, потолкаться в толпе на кутаисском рынке, попробовать шашлык из ягненка под молодое вино из Алазанской долины и позагорать на пляжах Батуми.

Многотысячные демонстрации под лозунгами «Россия, иди на х…», нападения на российских туристов, которых озверевшие националисты заставляли снимать георгиевские ленточки с автомобилей («буду использовать ее вместо шнурка на кроссовке», - заявил, скалясь в камеру, один из гордых «борцов с оккупантами»), и, как вишенка на торте, грязная брань в адрес президента России, прозвучавшая в прямом эфире главного телеканала страны «Рустави-2» - нужны ли еще какие-то аргументы для того, чтобы вычеркнуть Грузию из списка стран, «обязательных к посещению»?

Если вы считаете иначе, можете не читать дальше.

А вот тем, кто со мной согласен, хочу немного рассказать о чудесной стране, расположенной чуть дальше Грузии (из Москвы лететь всего на 20 минут дольше). О Сербии.

Так вышло, что среднестатистическому российскому туристу Сербия почти незнакома. В то время, как в соседнюю Черногорию ежегодно летают сотни тысяч наших соотечественников (это не преувеличение), в Сербии русских можно встретить разве что случайно. Причина проста – в Сербии нет моря. Море осталось в той самой Черногории, которая в 2006 г. провела референдум о выходе из состава Государственного союза, объединявшего ее с Сербией. На референдуме с перевесом в 0,5% победили сторонники независимости – причем главную роль сыграли албанцы, проживавшие в южных районах страны. С тех пор сами сербы ездят в Черногорию как мы когда-то ездили в Крым – через границу. У многих остались на побережье дома и дачи. Но молодое поколение сербов предпочитает ездить в Грецию – от Белграда до Салоник шесть часов езды по хорошему автобану. И их, в общем, можно понять.

Итак, в Сербии нет моря. И это, пожалуй, единственный недостаток страны с точки зрения туриста, приехавшего с целью почувствовать себя овощем на раскаленной сковородке пляжа.

Зато в Сербии есть: красивейшие горы, которые подходят летом для несложного трекинга, а зимой – для катания на лыжах (в Копаонике – 60 километров зимних трасс, а цены существенно ниже среднеевропейских). Три года назад я провел здесь, в национальном парке Тара на северо-западе страны, один из лучших зимних отпусков в своей жизни.

Просто нашел в интернете объявление местного жителя о сдаче апартаментов, связался с ним по почте и договорился о цене (она оказалась очень гуманной). Мы с женой прилетели в Белград накануне Нового года, отметили его в шумной и веселой компании в одной из белградских кафан, а 2 января выдвинулись на арендованной машине в Тару. В горах нас настиг сильный снегопад, и мы здорово опоздали, прибыв на место спустя два часа позже назначенного времени. Было уже темно, и мы с трудом нашли нужный нам дом. Хозяин, тем не менее, нас ждал, проводил в апартаменты, подарил литровую бутылку домашней ракии (о, эта сербская ракия!) и тактично удалился. Неделю мы прожили в сказочном домике с видом на корабельные сосны, несущие свою вахту на заснеженном склоне горы, днем катались по окрестностям, а вечера проводили в маленьких живописных ресторанчиках с домашней кухней или у небольшого камина, в котором уютно потрескивали смолистые дрова.

Посетили знаменитую деревню Эмира Кустурицы, где, кстати сказать, познакомились с самим Мастером, съездили в построенный им Андричград в Республике Сербской (это такой своеобразный «город в городе», возведенный специально для съемок его нового фильма). Побывали на празднике Баднидан (он же Бадняк, сербский Сочельник) в древнем православном монастыре Рача, где поучаствовали в обряде сожжения молодых дубовых деревьев и не сумели избежать угощения домашней ракией – все отговорки типа «я за рулем» угощающими не принимались во внимание.

Про свои впечатления от того путешествия я мог бы рассказывать еще долго, но Сербия одной Тарой не ограничивается.

Сербия – это и прекрасный, хотя сильно пострадавший от натовских бомбардировок 1999 г. и последовавших экономических неурядиц Белград, город уютных кафан и ресторанов на любой вкус – от этно-ресторанчиков с домашними блюдами до храмов высокой кухни (где вы, можете, например, получить стейк в мятно-перечном соусе по цене, за которую в Москве вам принесут разве что соус). Город парков и садов, город, где на крутом мысу над слиянием Дуная и Савы возвышается древняя цитадель Калемегдан, где расположен музей Никола Теслы и масса других интересных мест, которые стоит посетить.

Сербия – это чудесный Нови Сад, с его розовыми, голубыми и желтыми домиками, с нависшей над Дунаем австрийской твердыней Петровородин (прямо в ней расположены отели и ресторанчики), с тусовочной улочкой Лазе Телечког и центральной площадью Свободы, где мы в ночь Старого нового года (здесь он называется Сербска Нова Година) слушали невероятный концерт  Горана Бреговича.

Сербия — это крепость Смедерево, где в мае этого года четыре дня проходила грандиозная Битва Наций – чемпионат мира по историческому средневековому бою, в котором участвовало около 2 тысяч рыцарей из 40 разных стран (а зрителей собралось больше 20 тысяч человек). Это древний город Ниш, родина двух римских императоров, где стоит памятник советским воинам, погибшим в 1944 г. во время атаки американской авиации (американцы ошибочно приняли наших бойцов за немцев, в результате в небе над Нишем разгорелся воздушный бой, закончившийся гибелью трех советских и трех американских самолетов). Это густые леса (изобилующие диким зверьем – внимание любителям охоты!) и чистые реки, в которых полным-полно рыбы (фанаты рыбалки, эта информация для вас!).

Это вкусные балканские блюда, плескавицы и чевапчичи, каймак и сарма, ягнячья и рыбля чорба (суп) и, конечно, «пятьдесят оттенков ракии» - от традиционной сливовицы и айвовой «дуньи» до более изысканных вариантов на инжире и тутовнике и более подходящей дамам «медовачи» (на меду).

Но главное в Сербии – это люди.

Сербы очень душевные, доброжелательные, открытые. Наверное, не ко всем — но к русским точно.

Вряд ли найдется на земле такой народ, который так любил бы Россию и русских. Причем любил абсолютно искренне, а не меркантильно. Не за какие-то блага, как во многих странах любят американцев. Сербы любят нас, несмотря на то, что, по общему мнению, в 1999 г. Россия не помешала Западу бомбить Сербию и отторгнуть историческое сердце страны — Косово. «Тогда вы были слабые», — говорят сербы, качая головой. «Ельцин био пиян». Они все понимают. «Теперь вы нас не оставите». Ну, и конечно, классическое: «Нас с русскими – двести миллионов». «А без русских?» «Как это – без русских? Мы русских одних не бросим!».

Каждый раз, прилетая в Сербию, окунаешься в эту удивительную атмосферу доброжелательности – и чувствуешь гордость за то, что ты русский и прилетел из России.

Так может быть, пора уже перестать ездить туда, где нас ненавидят, называют «рабами Путина» и оккупантами (но при этом очень хотят получать наши деньги) – и обратить свое внимание на страну, в которой нас любят и ждут? На страну, где нам действительно рады?

Живео Руссия, живео Србия!

Картина дня

наверх